Старт, гонка, финиш

Свершилось то, ради чего вы собственно и ехали на соревнования — после шкипер-митинга вы находитесь недалеко от стартовой зоны и готовы идти в гонку. Давайте рассмотрим некоторые технические моменты и основы того, как же кайтеры гоняются.

Так как наша гонка является разновидностью парусной, то и направления движения гонщика относительно ветра (в дальнейшем мы будем называть их «курсы»), принято называть соответствующим образом. Эти термины постоянно применяются при общении в среде спортсменов:

courses_0

 

Для успешного прохождения дистанции надо понимать, как она строится. Приведём основные типы дистанций, которые устанавливаются  в дисциплине курс-рейс:

distance

На этих рисунках представлены классические варианты дистанций для парусных гонок. Все разновидности, которые могут встретиться вам на соревнованиях, ничем принципиально не отличаются, но порядок прохождения знаков, их количество, и количество кругов, могут быть совершенно разными.  На рисунках показана, так называемая, левая дистанция — то есть знак огибается левым бортом (в нашем случае — плечом). Но часто бывает, что исходя из конкретных условий ставится и правая дистанция. Всё это обязательно оговаривается непосредственно перед гонкой, на шкипер-митинге.

Дистанции на марафонских гонках ничем принципиально не отличаются от курс-рейса, но по расстоянию гораздо длиннее, да и поворотных знаков не видно, т.к. они бывают расположены иногда за 20-30 километров друг от друга. Но даже в условиях хорошей видимости иногда, в пылу борьбы, гонщики проносятся мимо знака в какой-нибудь сотне метров! А если видимость плохая…?  Поэтому для участия в марафонской гонке необходим хотя бы простейший GPS-навигатор.

Теперь несколько слов о самом старте. Перед тем, как собственно настанет момент старта, проводится, так называемая, «стартовая процедура». Время начала процедуры назначается судьёй на шкипер-митинге, или же начинается в соответствии с положением о проведении соревнования. Процедура представляет собой поочерёдную подачу сигналов,  отмеряя время до самого старта. Обычно поднимаются или опускаются флаги разных цветов за 6, 3 и одну минуту до старта (хотя эти времена могут быть и другим — см. гоночную инструкцию). Опять же, об этом можно уточнить на шкипер-митинге, или же просто спросить у ребят. Визуальные сигналы , как правило, дублируются звуковыми, а иногда секунд за десять до старта судьи ведут голосовой обратный отсчёт.

В свои первые гонки не стоит лезть вперёд во время стартовой процедуры, и пытаться пересечь стартовую линию точно  в момент открытия старта. Займите положение позади основной стартующей массы.

Не лезьте в самую гущу стартующих, так как иначе это может плохо закончиться — иногда, из-за одного неловкого движения, по невнимательности или неопытности, перехлёстываются несколько кайтов и, ещё до старта, судьба гонки для участников инцендента предрешена — пока они распутают свои снаряды, основная масса гонщиков будет уже далеко впереди.  В таких инцидентах можно даже повредить оборудование, и такие поломки не всегда исправимы в кустарных условиях гоночной гостиницы.

Так что, в ваших интересах взять старт позади основной массы, зато без происшествий. Поверьте, что в  первых гонках старт — это не тот момент, выиграв который, вы останетесь лидером до самого финиша.

Аккуратно взяв старт в арьергарде, наблюдайте за своими соперниками идущими рядом или впереди . Постарайтесь делать всё не хуже их. Смотрите, думайте и анализируйте — почему вас иногда обгоняют. Экспериментируйте, учитесь у своих соперников-соседей. Попробуйте сами кого-то обогнать.

Итак, вы увидели ваших реальных соперников — гонщиков примерно вашего уровня, рядом с которыми вы идёте по дистанции, с которыми идёт борьба от гонки к гонке. А те, кто уходит далеко вперёд или безнадёжно отстал — вам пока не конкуренты.

Находясь на дистанции вы обязаны соблюдать правила. Их много и впоследствии их надо обязательно изучить. На первых шагах постарайтесь соблюдать хотя бы основные из них:

1. Преимущество правого галса

Если гонщики идут навстречу друг другу разными галсами, то преимущество имеет тот, у кого правый галс (на картинке — красный должен пропустить зеленого):

right-left

2. Преимущество подветренного

Если гонщики идут одним галсом на сближение, то преимущество имеет гонщик находящийся сподветра (тот, что ниже по ветру, «зеленый» на рисунке):

na-_pod-vetrenny

3. Внимание — поворотный знак

Зона вокруг поворотного знака — особая зона, требующая повышенного внимания, поскольку сюда со всей акватории съезжается много гонщиков и зачастую — одновременно.

Если гонщики  приближаются к знаку для огибания одинаковыми галсами то преимущество имеет тот, кто первым вошёл в 50-ти метровую зону вокруг знака. А если гонщики подходят разными галсами, то преимущество у того, кто идёт правым галсом. Простая логика говорит — раскладывай галсы от знака к знаку по акватории соревнований так, чтобы прийти к очередному знаку на правом галсе.

При огибании знаков, запрещено касаться их телом и снаряжением, поэтому постарайтесь огибать их на безопасном расстоянии, ну хотя бы за несколько метров. На знаках обычно стоят судьи, которые фиксируют прохождение участниками кругов, поэтому следите чтобы ваш номер на майке им был виден.

Особенно это важно на финише — при прохождении финишной линии вы должны услышать свисток или гудок, что означает, что вы финишировали, и этот факт судьями удостоверен.  Оказавшись за линией финиша, не останавливайтесь — проезжайте дальше, чтобы не мешать финиширующим после вас — лучше сразу отправляйтесь в эллинг. Запаркуйте кайт там, а не в финишной зоне. 

А теперь, в спокойной обстановке эллинга, можно поделиться впечатлениями от прошедшей гонке с другими участниками, задать вопросы, попить чайку и подготовиться к следующему старту.

Дмитрий Минаев