Ремонт парафойла своими силами

Во время участия в гонках, особенно если борешься за престижное место в итоговом протоколе, нередки различные поломки оборудования. Хотелось бы немного поговорить о повреждениях самой важной и, наверное, самой дорогостоящей части нашего оборудования – о куполах. Эти повреждения происходят в результате столкновений, падений, а также из-за некорректных действий пилота. Следует отметить, что речь, опять же, идет именно о парафойлах (не «надувастиках»), т.к. именно они, в основном, используются для участия в гонках.

Обозначим несколько наиболее распространенных повреждений:

  • Разрыв силовых строп
  • Разрыв подкупольных строп
  • Разрыв ткани крыла

Говорить мы будем именно о них, т.к. именно эти детали кайта наиболее уязвимы. Остальные его составные части значительно крепче, а, следовательно, ломаются значительно реже.

Силовые стропы

Конечно бывает (если у гонщика титановые ноги и чугунные фаберже), что стропы рвутся от запредельной нагрузки. Но наиболее часто силовые стропы бывают повреждены, как это ни банально, не тогда, когда купол находится в небе, а тогда, когда он лежит на земле. В этом случае повреждения обычно бывают вызваны соприкосновением с кантами чужих лыж или контактом со снегоходом.

Такое может происходить даже в эллинге — большинство кайтеров и водителей снегоходов склонны забывать, что между лежащей неподалеку цветастой тряпочкой и отдыхающим спортсменом находятся стропы — и смело едут по ним. Поэтому, как только увидите, что в вашу сторону кто-то движется — не стесняйтесь, кричите ему изо всех сил «Стропы!» и взмахами рук покажите, как они расположены на снегу. Даже если человек не сможет остановиться, он сможет или уйти на прыжок, или упасть, или хотя бы вывести лыжи из закантовки в плоское ведение, минимизируя повреждения ваших строп.

Даже если стропы кажутся целыми после таких контактов — тщательно изучите место повреждения, ведь они могут оказаться надрезанными и подведут вас в самый ответственный момент. При наличии даже минимальных надрезов или раздавливаний, стропы надо заменить, например, поменявшись стропами с виновником инцидента или воспользовавшись запасным комплектом, который у вас должен быть для таких случаев — иначе можно потерять целый гоночный день. В большинстве случаев такие повреждения ремонтируются, но это можно проделать только в тепле гостиницы, а не на льду. Резанные силовые стропы настоятельно не рекомендуется связывать — узел может развязаться в самый неподходящий момент.

Уже позже, дома или в гостинице, можно попробовать сшить стропу. Как показывает практика, если сделать все качественно, стропа прослужит еще очень долго. Сделать это нужно так, как показано на рисунке:

stropa

Расстояние между стежками должно составлять, примерно, 1 мм. В начале и в конце шва стежки должны следовать чуть чаще, чем в середине, для более равномерного распределения нагрузки. При использовании прочных розовых капроновых ниток, каждый стежок будет держать примерно 3 кг нагрузки, так что 50-60 стежков дадут приемлимый результат. Получившийся шов можно для надежности обмазать клеем.

Альтернативный метод шитья строп представлен на сайте челябинских кайтеров здесь.

4 запасные 30-ти метровые стропы (2 силовых, 2 рулевых), капроновые нитки, тонкая и толстая иголка, клей, зажигалка и нож обязательно должны быть в вашем гоночном ремкомплекте.

Подкупольные стропы

Помню, на моем стареньком Рапиде были подкупольные толщиной около 0,5-0,7 мм. Они рвались достаточно редко — в основном, причиной повреждений были серьезные падения и столкновения. А вот на большинстве современных гоночных куполов отечественного производства стоят этакие веревочки, килограмм 60 на разрыв, неразличимые уже с расстояния в пару метров. Такие штуки рвутся значительно чаще.

Когда я впервые столкнулся с этой проблемой, она мне показалась необычайно сложной, практически непреодолимой. Однако всё оказалось очень просто. Единственное, что необходимо для ремонта – это наличие достаточно тонкой стропы под рукой. Чем тоньше будет стропа – тем лучше. Однако это должна быть именно стропа, обычная веревочка слишком сильно тянется под нагрузкой. Этим лучше озаботится заранее — положите несколько обрезков тонкой стропы в ремкомплект.

На худой конец могу посоветовать следующее: не сочтите за рекламу, но Вам нужно идти искать по гостинице или по эллингу обладателей куполов от российской компании Параавис. Благо, на всех соревнованиях их достаточно. Причем идти не с пустыми руками, а с хорошим коньяком. Ибо Вы собираетесь потрошить их купола. Дело в том, что на блоке узелков, регулирующих угол атаки купола, Параавис цепляет дополнительную петельку. Функция ее, видимо, в том, чтобы облегчить ослабление узла в сложных условиях ветра и мороза. Так вот: если эту петельку развязать, купол от этого ничего особенно не потеряет, а Вы получаете кусок самой настоящей стропы, длины и толщины которой вполне достаточно для наших целей. Оставляем коньяк, забираем стропу – и вперед, чиниться.

Суть процесса в следующем:

  • Отвязываете оборвавшуюся стропу от купола. Это обычно просто сделать, т.к. закреплена она там при помощи простой удавки.
  • Связываете вместе куски стропы в том месте, где она порвалась. При этом нужно стараться, чтобы было задействовано минимальное количество длины стропы, она у нас не бесконечная. Лучше всего для связывания использовать такие узлы, как грейпвайн или встречная восьмерка:


Грейпвайн Встречная восьмерка
Грейпвайн
Встречная восьмерка

(Изображения узлов взяты с сайта: www.tropa.dp.ua)

В завязывании лучше сначала попрактиковаться с кусками альпшнура приемлемого диаметра, ибо с тонкой стропой все намного сложнее. Связывать стропу бантиком и прочими подобными «узлами» не рекомендую.

  • Далее, кусок стропы, выменянной на коньяк, привязываем к куполу. На другом ее конце делаем на произвольном расстоянии от плоскости крыла узелок, который НЕ ЗАТЯГИВАЕМ. На этот узелок цепляем петлю-удавку оборванной стропы.
  • Теперь – самое интересное: завязав стропу узлом, мы укоротили ее длину. Вопрос: на сколько? Все очень просто – находим на противоположной консоли крыла ту же самую стропу и прикладываем одно к другому. Таким образом мы получаем возможность выставить точное положение узелка с тем, чтобы обе консоли были зеркально идентичны, как и положено. Подбирая нужную длину необходимо помнить, что узелок затянут не сильно и, затянув его сильнее, мы увеличим общую длину стропы. Когда Вы решите, что все выставлено правильно – затягиваем узелок что есть мочи, чтобы под нагрузкой он «не полз».

Разрыв ткани крыла

Эти повреждения, наверное, самые неприятные. Они наиболее сложно ремонтируются в кустарных гостиничных условиях. Небольшие разрывы можно заклеить рип-стопом (специальная самоклеящаяся ткань для ремонта крыльев, идет в комплекте с некоторыми кайтами). Если повреждения крупные, особенно затрагивающие несколько соседних секций – скорее всего такое крыло из соревнований выбывает. Однако его еще можно будет починить. Для этого лучше всего обратиться к специалистам. Их координаты всегда можно спросить на местных кайтерских форумах.

Вот, пожалуй, и все. Берегите себя и свое снаряжение. А еще снаряжение чужое. Целее будете. Удачи Вам!!!

Игорь Иванов