Гоночные лыжи

Как мы говорили ранее, для первых галсов подойдут любые лыжи. Однако, если появилось ярко выраженное желание улучшить свои результаты в протоколах, лыжи нужны особенные. Основное требование – это длина и жесткость лыжи: для того, чтобы хорошо разогнаться и поддерживать набранную скорость – нужен хороший упор.

Сложность процесса заключается в том, что такие лыжи нельзя просто купить в магазинах, они не идут в розничную продажу. Для того чтобы их себе заполучить – придется напрячься. Однако не стоит отчаиваться: пообщавшись с гонщиками, Вы всегда найдете подходящие варианты.

Самыми доступными, как по цене, так и по представленности являются лыжи для скоростного спуска. Они имеют маркировку DH (downhill), длина современных моделей не превышает 215 см. Людей, знакомых с горными лыжами может испугать такая длина. Однако, переживать не стоит: поворотов, подобных тем, что приходиться делать лыжнику на склоне, в сноукайтинге практически нет. Гонщик ростом от 170 см, даже не имея навыков спуска с гор на лыжах, без проблем управляется с подобной ростовкой. Зато люди, перешедшие с обычных лыж на DH, сразу замечают разницу: они едут намного лучше.

Цена новой пары таких лыж колеблется от 10.000 до 15.000 рублей. Естественно, б/у будет значительно дешевле. Как правило, многие гонщики меняют свои лыжи на новые задолго до того, как они действительно придут в негодность. Так что сторговаться можно значительно дешевле.

Есть еще один вариант, быстро распространившийся среди гонщиков, претендующих на призовые места. Это лыжи, пока представленные только одним производителем: Atomic. Модель называется AeroSpeedSki. Это практически негнущиеся «рельсы» длиной 238 см. Найти такие лыжи еще сложнее, чем DH, и стоить они будут больше (около 25-30 тыс. руб. на новую пару).

Следует оговориться, что цены на лыжи указаны только сами за лыжи, без учета стоимости креплений.

Все описанные выше варианты – это так называемый «спортцех», т.е. лыжи, сделанные специально для участия в соревнованиях по скоростным видам горнолыжного спорта. Как такие лыжи отличить от обычных человеку, знакомому с горными лыжами вообще только понаслышке?

  • Если посмотреть на лыжу сбоку, то можно заметить две металлические пластины, расположенные одна снизу, сразу после «скользяка», и одна сверху, перед верхней, декоративной отделкой. Эти пластины выполнены из прочных сплавов и служат для увеличения жесткости лыжи. Кроме того, пластины сильно добавляют веса, что также является отличительной особенностью.
  • Обычно, на такие лыжи сразу, до их поступления в продажу, наноситься «структура» (косые насечки на скользящей поверхности для улучшения скольжения).
  • Кант на таких лыжах обычно значительно тоньше, даже если лыжи новые, нежели на обычных горных лыжах.

На что обратить внимание при покупке бывших в употреблении лыж:

  • Общее состояние лыж: отсутствие крупных царапин на скользящей поверхности, целостность кантов, толщина кантов (этой параметр важен, т.к. от этого зависит, сколько раз Вы еще сможете поточить канты);
  • Сложить лыжи вместе, скользящей поверхностью друг к другу, не прижимая с усилием. Т.к. лыжи имеют прогиб, то будет видно две точки соприкосновения: возле пяток и возле носков лыж. Если верхняя точка соприкосновения смещена от носков ближе к центру лыжи – значит на лыжах долго и активно катались и они начали изгибаться в обратную сторону.
  • Соскоблив консервирующий парафин (при его наличии), приложить что-то ровное (например, линейку) к скользящей поверхности, поперек лыжи. Если линейка прилегает неплотно по всей ширине лыжи – показатель катанности. Однако, если искривление несильное – это можно исправить в лыжной мастерской.

Крепления

Их должно хватить, чтобы затянуть на (вес + 1-2 DIN). Сильнее, по крайней мере поначалу, затягивать крайне не советую, даже если Вы – опытный горнолыжник. Очень часто народ обосновывает сильную затяжку тем, что лыжа во время гонки отстегивается. Однако, не следует забывать, что причиной этого может быть, например, неплотная подгонка под колодку ботинка, неровная постановка ноги при встегивании, или снег, налипший на ботинок.

Уход

Предохраняйте лыжи вообще, и скользящую поверхность в частности от попадания грязи. Если лыжи едут сверху на багажнике – обязательно чехол или полиэтилен. Вообще, при любой транспортировке лучше положить на скользящую поверхность слой парафина, не соскабливая его. Это убережет скользяк от грязи и повреждений.

Не бросайте лыжи, не стучите ими об землю, не втыкайте в сугробы: чем более бережно Вы будет с ними обращаться, тем лучше они будут Вам служить. Старайтесь избегать контакта скользящей поверхности с чем либо еще, кроме чистого снега.

На лето лыжи необходимо загрунтовать парафином, не сциклевывая и ослабить крепления до минимума, чтобы снять напряжение с пружин.

Один раз в год, в начале, либо в конце сезона их лучше отнести в лыжный сервис. Там опытный мастер сможет заметить и исправить мелкие недочеты, невидные Вам.

Подготовка к гонке

Есть большое количество мнений, о том, как мазать лыжи, и даже мазать ли их вообще. На эту тему есть огромное количество статей в Интернете, перепечатывать которые нет никакого желания. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

Итак, минимальный набор инструментов и материалов:

Набор мазей скольжения

Существует достаточно большое количество различных производителей лыжных мазей. Выбор марки производителя остается за Вами. Однако, практически у всех есть несколько видов смазок.

  • Это углеводородные смазки, не содержащие фтор-соединений. Обычно маркируются абривиатурой СН. Они самые дешевые.
  • Смазки с содержанием фтора. Маркировки LF и HF (с низким и высоким содержанием фтора).
  • Различные ускорители (порошки, таблетки, гели, спреи)

Для начала Вам потребуется температурная линейка СН, нужно ли будет остальное – решите впоследствии сами.

Утюг

Для первых опытов подойдет обычный бытовой, только не используйте один и тот же утюг для лыж и для белья.

Набор щеток

Лучше приобрести специальные щетки в лыжных магазинах. Нужно минимум три: металлическая, жесткая нейлоновая, мягкая нейлоновая.

Пластиковая цикля (прямоугольный кусок оргстекла)

ВАЖНО: цикля всегда должна быть острая, поэтому или их должно быть несколько, или ее нужно постоянно точить. В бытовых условиях это можно сделать, используя водостойкую наждачную бумагу (точить с использованием воды, положив наждачку на ровную поверхность).

Часто советуют парафин накапывать на лыжу. Не советую. Мало того, что израсходуете парафина больше, чем нужно, так еще и создадите себе дополнительных проблем со снятием его со скользяка.

Старайтесь не перегревать лыжу. Сожженный пластик едет значительно хуже. На любой фирменной коробке с парафином всегда указана температура утюга, которую необходимо выставить для работы с данным парафином. Если Вы используете бытовой утюг, на котором регулировки выглядят как «шелк-капрон-хлопок», индикатором для Вас будет являться испарение парафина. Т.е. когда он начал не просто плавиться, а уже дымить – немедленно прекратить, дать утюгу немного остыть, и только после этого продолжать.

Разравнивая парафин по лыже, не задерживайте утюг на одном месте, постоянно его перемещайте.

На самом деле, большинство вопросов по уходу за лыжами и подготовке их к гонкам отпадут после того, как Вы приедете на свои первые соревнования и там воочию понаблюдаете, как готовят свои лыжи гонщики. Возможно, всех секретов Вам не откроют, но азы покажут и объяснят.

Игорь Иванов